ТОЛЬКО ОДИН ВОПРОС
FILMFARE октябрь 2007
Вопросы Ракешу Рошану
Ашутош Говарикер: ваш стиль затмевает содержание?
РР: Стиль никогда нельзя обвинять. Если что-то терпит неудачу, то это всегда только содержание.
Санджай Лила Бансали: Был ли какой-то момент, который заставил вас стать режиссером?
РР: Я пришел в индустрию, как помощник режиссера и всегда хотел быть режиссером. Так что можно сказать, что никакого поворотного момента не было.
Каран Джохар: Вы достигли такого статуса, когда вас называют самым успешным коммерческим режиссером в стране. Вы думаете, признание критиков также важно?
РР: Есть только одно признание, в которое я верю и это сборы театральных касс! Я здесь, чтобы снимать хорошие фильмы, которые развлекают зрителей. Это моя цель. И вы должны согласиться со мной в том, что зрители – самый интеллектуальный критик.
Ракеш Мехра: вы самый старший среди нас, но ваши идеи, техника и подход – самые молодые. В то время, как более молодое поколение заимствует из прошлого, вы всегда смотрите вперед. Это сознательное решение или просто ваша индивидуальность?
РР: Я всегда получал удовольствие от фильмов, которые заставляют вас верить в невероятное. Миссия состоит в том, чтобы всегда делать так, чтобы зритель пришел в кино с недоверием, а вышел полностью убежденным. Я думаю, что это окончательный триумф для любого режиссера. И да, я думаю, что творческий потенциал зависит от индивидуальности.
Фархан Актар: Если бы вы должны были снять фильм о какой-то социальной проблеме, то о чем бы он был и почему?
РР: Нет большего и лучшего социального подтекста, чем тот, что есть в моих фильмах, быть хорошим человеком и мои фильмы всегда показывают, что «хорошее» побеждает.
Раджкумар Хирани: Господин, вы были актером и режиссером. Что давало вам большее удовольствие и почему?
РР: Успех делает все милым! Но честно, я бы не имел половины режиссера, если бы не был в свое время актером.
Вопросы Ашутошу Говарикеру
Rakesh Roshan: Песни часто тормозят темп фильма. Вам когда-нибудь было жаль, что они такая неотъемлемая часть наших фильмов?
АГ: С самого начала в фильмах Индии была музыка. Она – основная диета для популярного кино. Теперь, у фильмов, принадлежащих романтическому жанру, есть песни, которые вплетены в фильмы естественно. Но такой жанр, как фильмы ужасов? Какие там могут быть песни? И это только в индийском кинопроизводстве, где в любом жанре у нас есть песни. И мы, как зрители вслепую принимаем этот факт, если нет песни в течение 15 минут, мы начинаем ерзать на своих местах. И это применимо к фильмам на каждом языке в нашей стране. Важно то, как работает наша индустрия, дело в том, что музыка к фильму предшествует самому фильму. Зрители покупают музыку, слушают ее и, основываясь на ее качестве, решают, хотят ли они видеть тот или иной фильм. Т.к. я вырос на кино, в котором были песни, я привык к факту, что в кино есть песни. Я помню, что когда мне была 7-8 лет, я часто задавался вопросом, почему нет песен в англоязычных фильмах, потому что я думал, что в каждом фильме есть песни. Как для зрителя, песни никогда не были для меня помехой. Затем, когда я стал режиссером, для меня стало сложно думать о сценарии с точки зрения песен. Но затем, так или иначе мне удалось убедить себя, что ситуация, которую я придумывал хороша. Я также должен добавить, Ракеш джи, то, как вы вплетаете песни в свои сценарии просто мастерство. Это сохраняет надежду, что наши фильмы должны быть с песнями. Хотя, мне было бы интересно снять кино без песен. Но я надеюсь, не в ближайшем будущем!
Санджай Лила Бансали: Вы когда-нибудь сталкивались с истериками звезд? Как вы справлялись с этим?
АГ: Истерики звезд? Прежде всего, я пришел к факту, что мы все склоны к истерикам. И самые большие истерики случаются у режиссеров. Но все должны терпеть его, потому что режиссер всегда прав. На серьезной ноте, не могу припомнить, чтобы сталкивался с истериками звезд. И если это произойдет, я попытаюсь проанализировать первопричину. Обсудить это с человеком, решая эту проблему в гримерной или офисе, прежде чем он прибудет на съемки. Пока нам удавалось все решать на дружеском уровне! Но это лечение. Для меня более важно предотвращение. И это значит для меня обеспечение актеру нужного настроения. Мы, режиссеры, всегда более плотно соприкасается с нашими сценариями и следовательно знаем, как должны вести себя наши герои, какие у них особенности и какова степень проявления эмоций. Но актер приезжающий на съемку чист, у него свой груз внутренних проблем, брачных обязательств, сплетен СМИ и т.д., все это может застать его врасплох. И не смотря на это, он должен играть. Небольшие истерики неизбежны. Иногда, истерики исходят даже от технического персонала. Но это другая история.
Каран Джохар: Вы чувствуете постоянное давление после эйфории, которую продолжает создавать «Lagaan»? Вы думаете, что он всегда будет вашей точкой отсчета, что все ваши дальнейшие работы будут сравниваться с ним?
АГ: Я ликую, что «Lagaan» до сих пор ценится очень высоко. Но я никогда не думаю о прошлом, работая над новым проектом. Но, да, каждая новая работа будет всегда сравниваться с « Lagaan». Это естественно.
Ракеш Мехра: Среди моих современников ваш успех вызывает зависть. Хотели бы вы разделить самые успешные моменты и самые неудачные. И как они отражаются на вашей работе?
AГ: Благодарю, Ракеш, но я думаю, что у каждого из нас были свои вдохновляющие успехи. Ваши достижения также удивительны! Мои самые большие неудачи были трамплином для самых успешных моментов. Отправной точкой перехода был интенсивный самоанализ после неудач «Pehla Nasha» и «Baazi». В те дни никто не верил в меня, как режиссера и у меня не было никакой работы. Тогда мой отец сказал мне, что я поверить, что все правы в убеждениях о моих способностях. Через три года ожиданий я начал обдумывать все заново и переосмысливать мифы, верования, правила и инструкции, связанные с индийским кино. И этот опыт обогатил меня, так я написал историю крестьян, играющих в крикет, чтобы отменить налоги и еще одну историю NRI, который приезжает к своей няне, чтобы вновь для себя открыть Индию. Теперь я понял, что нельзя недооценивать интеллект зрителей, их чувственность и умственный коэффициент. И чтобы я теперь не писал, я всегда верю, что зрители ждут всегда чего-то нового.
Фархан Актар: как вы видите и определяете свой режиссерский рост?
АГ: Я не знаю. Я не знаю, как определить этот рост. Каждый раз, когда я смотрю свой дебютный фильм «Pehla Nasha», я думаю, что вырос. И этот рост связан с выбором историй, я достиг четкого стиля. Относительно этих аспектов, я вырос. Но пока я до сих пор в застое, когда дело касается других аспектов кинопроизводства. Я до сих пор мучаюсь, когда снимаю, потому что никогда не уверен, что сделал это лучшим способом. Также и с редактированием, хотя у меня есть замечательный редактор, я все же должен учиться этому. Я должен сказать, что я вырасту только тогда, когда сниму фильмы во всех жанрах.
Rajkumar Hirani: «Lagaan» один из прекрасных сценариев. По вашему мнению, какие сценарии самые замечательные в хинди кино?
AГ: Я хотел бы разделить их на две категории. Первая – сценарии всех времен и вторая – современные сценарии. Моя пятерка сценариев всех времен - «Mughale-Azam», «Ganga Jumna», «Do Aankhen Barah Haath», «Bobby» и «Deewaar». Моя пятерка современных сценариев– «Ardh Satya», «Ghayal», «Hum Aapke Hain Koun..!», «Sarfarosh», и конечно, «Munnabhai MBBS». Это сценарии из которых, вы не сможете вырезать какую-нибудь сцену или диалог. Все эти сценарии дают вам чувство, что все это единое целое и история может быть, рассказана только таким образом. Во всех этих фильмах точные образы, которые строят свои отношения, есть определенный фон и подтекст. Другими словами, это – учебники по написанию сценариев для меня. Я всегда обращаюсь к ним, когда начинаю писать.
Вопросы Санджаю Лиле Бансали
Ракеш Рошан: Мой вопрос очень прост, когда вы будите работать с Ритиком?
СЛБ: Ха, ха. Мне нравится этот вопрос. Я обрабатывал одну историю шесть месяцев. И когда я встретил Ритика недавно на Yash Raj Studio, мы оба выразили желание сотрудничать. Было бы здорово, если вскоре все сложится.
Ашутош Говарикер: Можно ли считать зрителя само собой разумеющимся фактом?
СЛБ: Почему нужно считать кого-то само собой разумеющимся фактом? Я не думаю, что вы должны так относиться ни к нему, ни к продюсеру, ни к актеру, ни даже к самому себе. Я полагаю, что кинопублика мудра и интеллектуальна и часто замечает то, что, мы думаем, они упустят. Зрители безжалостны. Они могут легко понять где честность или непорядочность. Моя работа – моя религия, и я стремлюсь предстать перед зрителем в лучшем виде.
Каран Джохар: Назовите три вещи, которые я должен изменить в себе, как кинодеятель.
СЛБ: У каждого кинодеятеля есть свои плюсы и минусы. Ваши фильмы сделаны от сердца, с честностью, и я думаю, что вы должны продолжать делать то, что хотите и так как хотите вы. Кроме того, ваши фильмы были блокбастерами. Хотя есть одно, вы должны преодолеть страх перед новыми вещами. Если вы это сделаете, то это будет работать на вас.
Ракеш Мехра: Ваши фильмы вне реальности, вы лично тоскуете без этого?
СЛБ: Нисколько. У меня есть опыт в реальном жестоком мире, но я держусь от этого подальше. Но в тоже время мои фильмы не уводят от проблем. Они – эмоциональное очищение для меня. Впечатление от своей борьбы это то, что я обыгрываю в своем кино. Но это не легко распознать.
Фархан Актар: В творческом плане, где проходит грань между бегством от действительности и действительностью в ваших работах?
СЛБ: Я снимаю фильмы, основываясь на том, что чувствую эмоционально в тот или иной момент своей жизни. На самом деле, я никогда не анализировал свои фильмы. Все что я делаю, от сердца.
Раджкумар Хирани: Если вы бы не были в кино, какой была бы ваша профессия?
СЛБ: Я хотел стать архитектором, потому что мне нравится создавать строения, которые бы волновали людей. После кино это больше всего впечатляет меня.
Вопросы Карану Джохару
Ракеш Рошан: Дорогой Каран, вы знаете грамматику кино лучше всех нас, вы – замечательный кинодеятель, которые может предложить различные жанры кино. Почему вы не думаете дальше удобных для вас семейных драм?
КД: До сих пор я жил в комфортной окружающей среде, в зоне безопасности в мире, который я понимаю. Я понимаю семью и отношения. Однако за последние годы я развился, как человек. Моя следующая работа будет полностью отличаться. Хотя мне это чуждо, я принял это как вызов, к которому сегодня я готов. Раньше, я просто боялся экспериментировать.
Ашутош Говарикер: Единственное, что раздражает вас в кинопроизводстве?
KД: Это может звучать странно, но процесс написания сценария делает меня одиноким и это раздражает больше всего. Я хотел бы, чтобы каждому режиссеру вручался блистательный сценарий, но я знаю, что это неисполнимое желание.
Санджай Лила Бансали: Ваши детские воспоминания о кино?
KД: Просмотр «Kabhi Kabhie», танец Dafliwale в моем зале без какой-либо аудитории, постоянные повторения диалогов из «Bobby» моим друзьям и просмотр первого фильма моего папы «Dostana», бесчисленное множество раз. Я действительно считал, что это блестящий фильм. Мы видели его раз 40, это стало обычным делом, как поход в школу.
Ракеш Мехра: Кажется, в вас есть неограниченный фонтан любви, который распространяется на вашу работу. Как вам удалось сохранить его в сегодняшнем мире?
KД: Да, большинство моих фильмов действительно вращается вокруг любви и отношений, но к сожалению, в моей жизни не было никакой большой любви или каких-то отношений, которыми я дорожу. Я думаю, что фонтан любви в моих фильмах исходит от людей, которые меня окружают. Они формируют мгновения в моих фильмах.
Фархан Актар: Вы думаете, что когда-нибудь снимите фильм с новичками?
KД: Я буду снимать фильм с новичками только после того, как они станут звездами. Хотя серьезно, большинство фильмов, которые я продюсировал и снял, требовали звезд из-за того, как я их спроектировал. Но если я буду снимать фильм о подростковой любви, то я обращусь к новичкам.
Раджкумар Хирани: Вы думаете, фильм «Cash» был бы хитом, если бы его назвали «Kash»? почему вы зациклились на букве `K'?
KД: Действительно, больше, чем суеверие, это вера. Хотя после «Munnabhai» это изменилось. И если мой следующий фильм не будет начинаться на «К» я буду благодарить вас и никого больше.
Вопросы Ракешу Мехре
Ракеш Рошан: Извините, но это честно, когда я посмотрел «Aks», я думал, что вам нужно многому учиться. Но затем, когда я посмотрел «Rang De Basanti», я многому научился у вас. Что вызвало такие преобразования?
РМ: Ракеш джи, «Aks» был моим первым фильмом и теперь после «Rang De»... я простил себе свои ошибки, которые сделал тогда. Для «Aks» не было никакого сценария, только сюжетная линия и от этого я отталкивался. Однако я учился целых пять лет, пытаясь понять искусство написания сценариев. Я начал смотреть фильмы, которые мне нравились снова и снова, и понял, что есть общая структура у всех сценариев. Я прочел много сценариев, которые затем старался анализировать. Я связался с Сидом Филдом и пообещал себе, что как только у меня появятся деньги, я буду посещать его классы. После того, как был выпущен «Rang De...», я занимался целый месяц, как один день. Это было похоже на возвращение в школу.
Ashutosh Gowariker: Уводящая от действительности зрелищность это то, чего хочет наш зритель?
РМ: У них были серьезные основания для этого спустя 25 лет после Независимости, идеализации Индии Ганди и Неру привела к бедности и безработице. У нас не было выбора, и человек стремился убежать от сложностей жизни. Даже теперь не все изменилось к лучшему, мы проходим через переходную стадию. Интересный факт, что бегство от реальности привлекает к нашему кино нашу династию на Западе. Я думаю, что они ищут то, что не имеют и хотят поймать символы в форме нашей культуры еще раз.
Санджай Лила Бансали: Действительно ли необходима цензура?
РМ: Да, я думаю, да. Возможно не такая, как у нас, но регулировать моральный кодекс необходимо.
Каран Джохар: Что волнует вас больше …быть членом мирового кино или снимать индийское кино? А также ваше мнение о злоупотребление термина «переход»?
РМ: Я полагаю мировое кино. Но чтобы быть частью мирового кино, нужно быть преданным кино с самого рождения. Я попытаюсь рассказать индийские истории мировому зрителю. Слово «переход» использовался и используется неверно. Оглядывание на Запад или съемки индийских фильмов на английском языке не значит переход. Однако такие кинодеятели, как Мира Наир и Дипа Мехта успешно делают это. Они рассказывают индийские истории, но с западной точки зрения. Для меня переходом был «Do Aankhen Barah Haath», который выиграл Золотого медведя в Берлине, «Mother India» и «Lagaan», которые покорили Оскар. Это были фильмы, которыми наслаждались и индийцы, и весь мир. Все индийского контекста фильмы таких мастеров, как Куросава, Феллини, Бергман, Кисловски, Рей не просто сделали переход, они просто стерли грань. Это то, что я называю переходом.
Фархан Актар: Насколько вам нравится придерживаться сценария, позволяя актерам импровизировать?
РМ: Для меня сценарий – Гита и Коран, но я также вижу свой сценарий, как тренер и судья на футбольном матче. На поле актеры должны раскрывать свои навыки, если их работа идет вне сценария, я дам свисток. Импровизация, сущность всех нас, потому что это значит, что мы следуем своим инстинктам.
Раджкумар Хирани: Какая песня точно отражает сейчас ваше настроение?
РМ: Mana ke abhi tere mere aramaanon kee kimat kuchh bhee naheen, Mittee ka bhee hain kuchh mol magar, insaanon kee kimat kuchh bhi nahin, Insaanon ki izzat jab zoothen sikkon mein naa tolee jayyegee, Woh subah kabhee to aayegee woh subah kabhee to aayegee.
Вопросы Фархану Актару
Ракеш Рошан: Дорогой Фархан, вы – прекрасный режиссер, замечательный писатель и я вижу в вас также хорошего актера. Если вы должны были бы выбрать единственную область из трех, то что бы это было?
ФА: Это очень сложный вопрос. Все эти аспекты творческого потенциала – шаги к моей метче, понять кинопроизводство и все его процессы. Режиссура, написание сценария и игра - вызов к вашему творческому потенциалу, но когда все сделано качественно, то это вызывает творческое удовлетворение.
Ашутош Говарикер: Какая ваша съемка была для вас самой сложной и почему?
ФA: Вероятно это первая съемка для «Dil Chahta Hai». Мои нервы были на пределе. И к тому же я должен был снимать одного из самых больших актеров в хинди кино.
Санджай Лила Бансали: Какой фильм, снятый 60 лет назад вы хотели бы переснять?
ФA: Я не так хорошо знаю фильмы, снятые в 1947 году, но фильм, который я хотел переснять был «Don».
Каран Джохар: У вас очень сильное урбанистическое восприятие, которое проникает в вашу работу. Вы думаете, что ограничены этим, или полагаете, что сможете достучаться до более широких слоев страны?
ФA: Я хотел, чтобы мои фильмы не были ограничены особым зрителем. Отзывы, которые я получаю от людей со всей страны и из больших городов, и из маленьких городков поощряют меня и заставляет полагать, что моя работа влияет на всех людей. Кроме того, я также думаю, что пока есть ядро фильма, то есть история и это будет понятно всем.
Ракеш Мехра: Вы, кажется, отходите от индивидуального кино. Это действительно сознательное решение?
ФA: «Don» был действительно отходом от реальных героев «Dil Chahta Hai» и «Lakshya», и это сознательное решение. Но я надеюсь, что один фильм не признак того, что вы будите чему-то следовать. Только, когда мы экспериментируем, мы развиваемся, как рассказчики.
Раджкумар Хирани: Если бы вы были приведением и выбирали тело живущего режиссера, то в чьем бы теле вы поселились и почему?
ФA: В вашем! Потому что так я смог бы быть человеком, который создал «Munnabhai».
Вопросы Раджкумару Хирани
Ракеш Рошан: Вы начинали, как редактор. Насколько важно редактирование для режиссера?
РХ: У каждого режиссера своя сила в различных областях кинопроизводства. Я продолжаю редактировать свои сценарии до последнего слова, чтобы не было ничего лишнего. Даже снимая, я думаю о паузах, которые берет актер. Таким образом, каждый режиссер редактирует свой фильм со своей точки зрения. Это помогает держать темп и напряжение фильм. Я думаю, что знание редактирования, благословение. Можно практически увидеть фильм в своей голове, прежде чем он будет снят.
Ашутош Говарикер: Ваши детские воспоминания о кино? Образы, которые остались с вами из фильмов 60-х и 70-х?
РХ: мои детские воспоминания о кино связаны с моей бабушкой, которую мы нежно называли Bhabhi, которая брала меня, моего брата и сестру и возила нас на рикше в кино каждый выходной. Это было в Нагпуре. У меня есть воспоминания о просмотренных фильмах в этом кинотеатре без билетов. Я заходил после перерыва и оставался, чтобы затем посмотреть первую часть на другом сеансе. В колледже мы с друзьями ходили на 7 часовые сеансы. Тогда все большие фильмы показывали в 7 часов. Так что я никогда не пропускал фильмы Ришикеша Мукерджи или Манмохана Десаи. Только когда я учился в киноинституте, я видел стойких приверженцев кино. «Pyaasa» заставил меня плакать и Гуру Датт стал для меня иконой. Мне нравятся фильмы Виджая Ананда – «Guide», «Jewel Thief», «Johnny Mera Naam», «Tere Ghar Ke Saamne». Я также люблю фильмы Раджа Капура - «Shree 420», «Anari», «Mera Naam Joker», «Sangam», «Jagte Rah»o и «Bobby».
Санджай Лила Бансали: Знает ли кинодеятель когда-нибудь, что хочет зритель?
РХ: В такой стране, как Индия очень сложно чувствовать пульс людей. С различными уровнями грамотности, с разными социальными слоями и разными языками, как можно судить о том, что хочет зритель? Мы может только точно знать, что хотим мы. Поэтому именно нас решение проблемы. Если наши желания совпадают со желанием большинства, то фильм становится хитом.
Каран Джохар: Вас постоянно называют современным Ришикешем Мукерджи. Вам льстят такие сравнения и каково ваше мнение о нем?
РХ: Конечно, это лестно. Кому не нравится похвала? На факт остается фактом, у меня только два фильма. У Ришикеша же их около 40. И в большинстве из них он был не только режиссером, но и редактором, и автором сценариев. Сама мысль об этом просто невероятно. Поэтому не сравнивайте меня с этим великим человеком.
Ракеш Мехра: В этом безумном загроможденном мире, как вы сохранили простоту повествования?
РХ: Муралидаран, оператор как-то сказал мне, снимая «Lage Raho Munna Bhai», что он хочет, чтобы его съемка была незаметной. Ни в коем случае зритель не должен говорить: «Это просто отличная съемка». Он проделал огромную работу. Центр моего внимания всегда только история. Мне не нравится делать причудливые съемки, если они отвлекают от истории. Между стилем и содержанием, для меня выбор ясен.
Фархан Актар: По моему мнению, оба ваших фильма были бы успешны и без песен. Вы думали не включать их в свои проекты?
РХ: «The Towering Inferno» был первым английским фильмом, который я видел ребенком. Я постоянно теребил своих родителей, спрашивая, почему в фильме нет песен. Это беспокоило меня. С самого детства мы смотрели фильмы с песнями. Мы поем песни, танцуем на всех праздниках. Поэтому я думаю, что подсознательно мы включаем песни во все фильмы. Я не вижу в этом ничего неестественного. Я согласен, что основная сюжетная линия не требует песен, но это ад. Я не думал о фильме без песен, но я часто думал о фильме с песнями, в которых они выступали бы вторым планом.
Meera Joshi
перевод - miraj
Изъято http://madhuridixit.forum24.ru/