Голоса Шах Рукх Кхана и его образа короля романтики.
Без даты
Когда старый актер Шамми Капур испустил последний вздох, средства массовой информации написали: "Рафи умер еще раз!" Таково влияние закадрового певца в карьере индийского актера, когда его изображение на экране объединяется с определенным тембром голоса, выражающим различные настроения и эмоции. В прошлом было множество примеров такого партнерства: Мукеш-джи-Радж Капур, Мд. Рафи-Шамми Капур, Мд. Рафи-Дилип Кумар, Кишор Кумар-Дев Ананд, Кишор Кумар-Раджеш Кханна, Кишор Кумар-Джитендра, Кишор Кумар-Амитабх Баччан.
И когда в 90-х годах появился триумвират Кханов, публика пришла в восторг от милого голоса Удита Нараяна, который тот дарил Аамиру Кхану, идеально вписывающегося в чувственность Салмана Кхана вокала Баласубраманиума и необычной мелодичности Кумара Сану, ставшей свежим эмоциональным выражением образа Шах Рукх Кхана.
Однако, вскоре эти ассоциации сошли на нет. Кинематографисты начали экспериментировать с музыкальным сопровождением, и разные певцы стали озвучивать разных актеров, сломав традицию быть любимым "голосом" конкретного актера. Учитывая, что Шах Рукх Кхан стал королем романтики, влияние музыкальных партнеров, помогающих ему создать и поддерживать этот титул в течение многих лет, должно быть, было огромным. Давайте взглянем на них...
Почти все, кому задавался вопрос, кто был первым певцом, чьим голосом Шах Рукх Кхан запел в его дебютном фильме, сразу же отвечали: "Кумар Сану в "Deewana". Те, кто не знал прежде, будут удивлены, узнав, что это был Винод Ратод, который в этом фильме спел две песни. Сану, признанный к тому времени музыкальный профессионал, в том же самом фильме был голосом ветерана, Риши Капура!
Сотрудничество Сану с Кханом началось с фильма "Chamatkkar" и успешно продолжалось в фильмах "Raju Ban Gaya Gentleman", "Baazigar", "Kabhi Haan Kabhi Na", "Pardes" и других - певец оставался доминирующим закадровым исполнителем до "Kuch Kuch Hota Hai". Это были годы, формирующие образ Шах Рукх Кхана, и с каждым фильмом он медленно и неуклонно овладевал сердцами индийской аудитории. Так как Шах Рукх Кхан "проживал" на экране различные проявления любви - от взрывной до нежной - Сану бескомпромиссно добавил к его игре мелодичную индивидуальность своего пения, и вскоре дуэт актера и певца занял лидирующие позиции в сферах их деятельности.
Одним из наиболее ярких результатов партнерства Кхана и Сану стал фильм "Baazigar". Шах Рукх Кхан принял на себя огромный риск, исполнив в нем роль отрицательного героя. Сану привнес в "Ye Kali Kali Ankhen" энергию и привлекательность, а заглавная песня рассказывала о магии и романтике; и Баазигар стал одним из официальных прозвищ Шах Рукха в последующие годы. Гений вокала Сану, казалось, изучил чувствительную сторону Кхана, и вместе они создавали многочисленные эмоциональные музыкальные номера на протяжении всех 90-х годов.
Однако, с характерной искренностью и детской невинностью в голосе именно певец Абхиджит Бхаттачарья, озвучивая героев актера, внес большой вклад в становление его королем романтики. Начав сотрудничество с Кханом практически одновременно с Сану, Абхиджит работал в фильме Хемы Малини "Dil Aashna Hai", который также был одним из ранних фильмов Шах Рукха, но озвучивал в нем Джитендру.
Абхиджит поднял бурю с песней "Badi Mushkil Hai", прозвучавшей в фильме "Anjaam", и его голосом запели герои Кхана в таких известных проектах как "Yes Boss", "Baadshah", "Phir Bhi Dil Hain Hindustani", "Ashoka", "Chalte Chalte", "Main Hoon Na", "Om Shanti Om" и других. "Baadshah" и "Phir Bhi Dil Hain Hindustani" не имели коммерческого успеха, и все же песни из этих фильмов были хорошо встречены аудиторией. "I'm The Best" из "Phir Bhi Dil Hain Hindustani" воплотила высокомерие актера, а романтичные номера из всех этих фильмов заметно выделяются благодаря своим достоинствам. Бадшах также стал популярным прозвищем Шах Рукх Кхана, а заглавная песня из фильма все еще звучит в ночных клубах и на вечеринках, она стала любимой для всех поклонников актера. Голос Абхиджита всегда был чистым, совершенным, напоминающим о романтике прошлых лет, отправляющим аудиторию в мечтательное музыкальное путешествие. Шах Рукх Кхан в своих фильмах пытался сделать то же самое, и их многолетнее партнерство казалось идеальным и своевременным.
Голос Удита Нараяна добавляет плавность и изящество к мелодии, которую он напевает, и именно это певец предложил персонажам Шах Рукх Кхана на экране. Начав с немного забытой теперь Jawani Deewani из "Chamatkkar", он стал закадровым певцом в фильме "Darr", повлиявшем на карьерный рост актера, и прославился исполнением двух песен. Одна из них, Jaadu Teri Nazar, до сих пор ассоциируется с застенчивым и таинственным влюбленным. Он продолжал петь для Кхана в таких фильмах как "Dilwale Dulhania Le Jayen", "Dil To Pagal Hai", "Kuch Kuch Hota Hai", "Mohabbatein", "Kabhi Khushi Kabhi Gam", "Devdas", "Veer Zaara" и многих других. E Ajnabi из "DIL Se", Ye Taara Woh Taara из "Swades", Mai Yahan Hu Yahaan из "Veer Zaara" стали культовыми хитами в его певческой карьере. Музыкальному сопровождению фильма и закадровым певцам часто удавалось донести до зрителя то, чего не могли выразить диалоги актеров, и Удит Нараян внес большой вклад в эту сферу кинематографа.
В течение 90-х годов и в первое десятилетие 2000-х, когда Кхан экспериментировал в различных романтических историях, голос Удита Нараяна, казалось, стал постоянным выражением врожденной импульсивной энергии актера, и это считалось надежным и вечным. Всего несколько дней назад мой друг, который является известным кинокритиком, пошутил: "Удит Нараян и Джухи Чавла - два самых дорогих человека для Шах Рукха, которых он делил с Аамиром Кханом... фактически он тихо оставил их и никогда к ним не возвращался!" Это было мимолетное наблюдение, но доля правды в нем есть.
По сравнению с другими тремя исполнителями Сону Нигам пел для Шах Рукх Кхана намного меньше. В то время как Сану, Абхиджит и Удит Нараян озвучивали Кхана в годы, когда тот формировался как актер, Сону Нигам предоставил ему свой голос, когда Шах Рукх Кхан уже был на пике карьеры. Впервые он появился в фильме 1997 года "Pardes", где лидирующим певцом был Кумар Сану с двумя экзотическими романтичными композициями. Нигам должен был изобразить предательство и боль, и он показал все, на что способен, исполняя эмоциональную и энергичную Ye Dil Deewana, которая привела в восторг любителей музыки, а также ознаменовала появление одного из лучших певцов.
Нигам продолжал демонстрировать свое господство на музыкальном Олимпе, исполняя Satrangi в "Dil Se" (1998), заглавный трек в " Kal Ho Na Ho" и "Main Hoon Na", Do Pal and Kyo Hawa в "Veer Zaara", проникновенную Dheere Jalna and Laaga Re JalLaaga в "Paheli", очень романтичную Tumhi Dekho Na в "Kabhi Alvida Na Kehna"... Он стал лидирующим певцом в фильме "Kabhi Khushi Kabhi Gam". Сону Нигам добавил страсти к песням, которые он исполнял для Шах Рукх Кхана. Их партнерство стало популярным, потому что Нигам был "голосом любви", а Кхан - "лицом романтики". За экраном мальчишеская внешность Сону Нигама также была центром внимания женщин, а его вокальное очарование, казалось, было прекрасным добавлением к обаянию Кхана на экране. Актер и певец создали симбиоз, который стал более универсальным, чем просто история фильма или песенный номер.
У известного музыкального критика Раджива Виджейакара на это счет есть свое, тонко подмеченное, представление. "Естественно, музыка оказывает огромное влияние на образ болливудского актера, и в идеале заслуга в этом музыкальных режиссеров и композиторов. Но мы больше говорим о закадровых певцах, потому что они обеспечивают песне успех! Они - те, кого вы слышите, но создание музыки имеет более многогранный подход, чем исполнение. Лакшмикант-джи однажды рассказал, что когда он работал над музыкой к "Bobby", он понял, что герой был юношей, который значительную часть жизни провел в школе-интернате монастыря, поэтому он не может говорить о любви, используя urdushayaris, хотя это было самым обычным выражением любовного фольклора в те дни! Именно так была создана Main Shayar To Nahin. Таким образом, тем песням, которые исполняются актерами, предшествует работа мысли, которую затем озвучивают исполнители. Конечно, закадровые певцы также вносят свой вклад в творческий процесс. По словам Латы-джи, она представляла себя на месте персонажа и старалась выразить эмоции и чувства героини в песнях, которые она исполняла.
Рафи Сахаб пел для короля трагедии Дилипа Кумара и очаровательного Шамми Капура; характеры актеров были диаметрально противоположными, и точно так же отличалась музыка к фильмам, в которых они играли. Но Мд. Рафи с успехом озвучивал обоих! Стоит отметить, что в фильмографии Дева Ананда было больше песенных номеров в исполнении Рафи Сахаба, чем Кишора Кумара. Но партнерство Дева Ананда-Кишора Кумара стало более популярным! Первоначально возникает связь между певцом и актером, популярность приходит позже. И когда она приходит, рождается объединение!"
В создании романтичного образа Шах Рукх Кхана заслуг композиторов Раджива Виджайакара, Джатина-Лалита и Анну Малика никак не меньше, чем певцов, и это совершенно оправданно! Что касается закадровых певцов, он полагает, что участие Сону Нигама в фильмографии Шах Рукх Кхана наименее значительно, потому что Нигам появился в карьере актера, когда тот уже сформировал свой образ; скорее, Абхиджит должен быть назван первым среди тех, кто внес самый большой вклад в озвучание Шах Рукх Кхана, и за кем следуют Удит Нараян и Кумар Сану.
Неудивительно, что звание короля романтики, которое получил Шах Рукх Кхан, не является результатом только его собственного образа или игры. В индийском кино, особенно в Болливуде, огромную роль в создании коммерческих хитов играет музыка и песенные номера. И, если вы задумаетесь над этим, то, возможно, согласитесь, что без без чувственности Кумара Сану, уравновешенности Удита Нараяна, мечтательности Абхиджита Бхаттачарьи, страсти Сону Нигама музыка в фильмах Шах Рукх Кхана, которые принесли ему титул короля романтики, была бы неполной...
Корал Дасгупта.
Источник: http://m.ibnlive.com/blogs/
перевод LudmilaGros
Взято http://shahrukh-khan.info/modules/news/ … toryid=426